Детский массаж

Детский массаж
Но и сегодня многие недооценивают значение движений дня детей раннего возраста. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, такой спокойный.» Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идёт со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Недостаток двигательной активности может прекрасно восполнить детский массаж и специальная гимнастика. Каждый ребенок раннего возраста должен получать массаж и гимнастику, причем если со здоровыми детьми занятия начинаются в 1—1,5 месяцев, то с детьми, имеющими какое-либо отклонение в развитии, детский массаж и гимнастику следует начинать как можно раньше.

С целью контроля за психомоторным развитием малыша следует вести дневник наблюдений, отмечая появление психических реакций (первая улыбка, «комплекс оживления», «гуление» и т.п.) и двигательных навыков (поднимание головы, повороты, ползание и т. д.). Можете воспользоваться примерным дневником, помещенным в конце книги. Здесь же можно записать рекомендации педиатра или специалиста по ЛФК и зафиксировать достигнутые успехи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Детский массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие, Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, ока­зывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее — контроль над работой всех систем и органов и их регулирование. Тактильный раздражитель, каким является детский массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и голосовых реакций. Отмечено, что легкое похлопывание по щечке вызывает у ребенка улыбку в первые недели жизни, другие раздражители, зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны ее стимулировать. Некоторые педиатры называли эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на зрительный и слуховой раздражители.

Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отметили, что первые речевые реакции (гуление) также возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время когда другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления, наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожный анализатор; прикосновение к коже вызывает не только эмоциональные, но и определенные двигательные реакции.

Основные приемы детского массажа — поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, растирание и разминание усиливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему, поколачивание и пощипывание усиливают возбуждение. Кроме того, детский массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж оказывает влияние на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной. Действие различных приемов детского массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; поколачивание и пощипывание — сокращение. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЙ

Движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют костно-мышечную систему. Известно, что работающая мышца потребляет питательные веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире. Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т, е. насыщение крови кислородом. Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Вовремя движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции. Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог ИМ. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. В результате систематической тренировки ни одна система не остается без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и т.д., особенно в период формирования их и наибольшей пластичности. Изменения касаются не только формы, но и функции. Важнейшим из функциональных изменений является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а радость играет большую роль для состояния сердечно-сосудистой системы. Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т.д. или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д.

Физиологическим действием движений определяются основные принципы организации гимнастики для детей:
Гимнастика не должна проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.
Проводить занятия лучше на открытом воздухе или в помещении при непрерывном притоке воздуха, т. е. при открытых окнах (летом) или при открытой форточке (зимой).
Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.
В летнее время гимнастика должна проводиться в более прохладные часы дня, во избежание перегревания.
Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (т. е. должен соблюдаться принцип рассеянной нагрузки). Несоблюдение этих условий делает занятие гимнастикой антифизиологичным.

Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и для больных детей. Исследования последних лет показали, что если больного человека надолго уложить в постель, то основное заболевание осложняется развитием гипокинетического синдрома: мышцы плохо сокращаются, изменяются химические свойства их белков, из костной ткани вымывается кальций и т. д. Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и движению вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее и т. д. Стимулирование движений не является основной гимнастики, так как это может быть достигнуто другими способами: соответствующей обстановкой; пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями, зарядкой и т. д. Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—10-минутным занятием гимнастикой. В свободных, подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по-своему меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Большое физиологическое значение самостоятельной деятельности заключается в том, что в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

Кому неизвестна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвиживание причиняет ребенку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, стимулируя тем самым его творческие задатки.Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия - гимнастика. В этих занятиях формирование правильного дви­гательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений. Чем раньше начинается детская гимнастика (лучше в грудном возрасте - в период формирования двигательных навыков) тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой, надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника. После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках не подтягиваться на руках в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека. Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость. В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движений — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастки от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена. Может ли ребенок помимо гимнастики в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей. Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенку должны быть обусловлены точность правильность движений: в грудном возрасте — руками родителей, в старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование).

В занятиях гимнастикой смешивать упражнения игровыми движениями нецелесообразно, как с физической, так и с практической точки зрения; игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети рабочую установку» им трудно переключиться нагимнастические упражнения. Тем не менее не исключает того, чтобы дети воспринимали занятие гимнастикой как любимую игру. Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту. Существует ряд заболеваний, при которых массаж и гимнастика противопоказаны: при всех острых лихорадочных заболеваниях; при тяжелых формах гипотрофии (атрофия); npи гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты). При заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период загара и при остром течении болезни явлениями гиперестезий; при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов; при врожденный пороках сердца, протекающих выраженным цианозом и расстройством компенсации; при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии; при острых нефритах; при острых гепатитах; при активных формах туберкулеза; при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов .брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Примечание.Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательном предварительном наложении пластыря.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА

Прежде всего выберем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность. На нее положите специально разработанный для таких целей наматрасник для массажа «Виталфарм». Он изготовлен из поролона, обшит клеенкой с ПВХ-покрытием и снабжен небольшими бортиками. Застелите его чистой пеленкой. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков. Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне) или на свежем воздухе, таким образом сочетая его с закаливанием. Массаж следует проводить за О,5—1 час до кормления или через 40—45 минут после него.
Самое главное: массаж и гимнастика для ребенкане не только лечебно-оздоровительная процедура, но и огромное удовольствие.